Еремеева М.В., учитель математики МОУ «Средняя школа №25» г. Бийска
Роль школы в условиях экспансии медиа
С середины ХХ века все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая интенсивно распространяется по всему миру. Таким образом, современный человек – это, прежде всего, пользователь продуктов медиасредств, традиционно включающих: печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и Интернет. А, как известно «спрос рождает предложение». Тем самым увеличивается производство все новой и новой медиапродукции. И вот уже трудно представить молодого человека без мобильного телефона или компьютера, через которые он воспринимает окружающий мир. Школа не может не реагировать на происходящие изменения в обществе и начинает решать новые социальные задачи: помочь школьникам лучше адаптироваться в мире медиа культуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Так с 80-х годов XX века в ряде ведущих стран мира медиаобразование вылилось в специфическое направление и стало обязательным компонентом обучения. Интенсивному развитию медиаобразования способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации. Свою роль играет и спутниковое телевидение, позволяющее принимать до несколько десятков программ, причем из самых разных стран планеты. Школа же пытается развивать так называемое «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой культуры. Еще в 1989 году Совет Европы, руководствуясь документами ЮНЕСКО, принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где говорится: «Медиаобразование должно готовить людей к жизни в демократическом гражданском обществе. Людям нужно дать понимание структуры, механизмов и содержания медиа. В частности, людям нужно развивать способности независимого критического суждения о содержании медиа». Если говорить об образовании в России, то отметим основные противоречия между: - значимостью медиакультуры в формировании учащихся как полноценного члена общества и почти полным отсутствием в учебных планах традиционного образования часов, отводимых на изучение медиакультуры; - все возрастающим потоком информации, получаемой посредством медиа и недостаточной технической оснащенностью многих учебных заведений для его полноценного освоения. Стоит отметить и то, что большая часть педагогов использует медиа только как элементарное средство наглядной агитации. Однако, учитывая, что зачастую опыт современного ребенка основан на информации, полученной из медиасредств, медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы. Причем такое образование должно приучать ребенка мыслить не только критично, но и «культурно», а значит, школьник должен ощущать себя частицей общечеловеческой культуры. Учащийся на любом уроке, познавая новое, «заново порождает мир», и каким быть этому миру, зависит во многом от того, кто и как будет помогать ему в этом познании. Медиа для учителя – это своеобразный камень преткновения. С одной стороны, такие медиасредства, как спутниковое телевидение и Интернет, эффективно создают невиданные прежде возможности для диалога различных культур на глобальном, межличностном и на внутриличностном уровнях. Можно не сходя с места, «посетить» музеи всех стран мира, «пройтись» по живописным уголкам планеты, пообщаться с представителями различных наций и национальностей. Ребенок может с помощью компьютера или мобильного телефона не только получать информацию на любом языке и в любое время, но и осуществлять реальный диалог с людьми и организациями разных континентов, размещать тексты в Интернете, создавая свои сайты. С другой стороны, медиасредства увеличивают свободное время ученика, которое он начинает заполнять такими проявлениями медиакультуры, как компьютерные игры, телешоу, чаты Интернет. Не задумываясь, не анализируя, подросток впитывает информацию, вступает в диалог с людьми, оставаясь при этом наедине с самим собой. Иногда «интернетовская реальность» врывается в жизнь ребенка, ломая ее… Наркотики, алкоголь, Интернет-зависимость, игромания… Чего же больше в экспансии медиа в современном обществе: положительного или отрицательного? Ответ зависит от того, как будет выполнена одна из современных задач, стоящих перед образованием: применение возможностей медиаобразования при организации досуга школьников. Учитель может и должен оказывать всяческую поддержку творческим начинаниям школьников, организовывать группы единомышленников, ненавязчиво учить своих учеников медиакультуре, тем самым способствовать развитию творческой и гуманной личности, востребованной современным обществом. Выделим основные условия развития процесса медиаобразования: - общую ориентацию на развитие личности; - учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений учеников; - модернизацию материально-технической базы процесса обучения; - включение в программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры.
Источник: http://matema.ucoz.ru/load/rol_shkoly_v_uslovijakh_ehkspansii_media/1-1-0-55 |