Сталкиваясь с проблемой «КАК и через ЧТО формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки (ОУУН) учащихся, учитывая при этом их личностные особенности и предпочтения?», я пришла к выводу, что ИКТ на уроках математики действительно служат средством формирования у учащихся мотивации к предмету, а значит, и способствуют формированию ОУУН. Если рассматривать ИКТ как часть информатизации образования в целом, то в своей деятельности я решаю основные задачи: — приведение целей, содержания образования, методов, способов учебного процесса и форм оценивания результатов в соответствие с информатизацией образования в целом, — формирование у обучаемых компетенций информационной деятельности, соответствующих требованиям современного и будущего общества. Причем отмечу полифункциональный характер использования ИКТ в своей практике: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный, рефлексивный и др. Мониторинг качества усвоения знаний реализуется мною с помощью системы электронного тестирования: · оперативное тестирование во время беседы – фронтальный опрос (презентации PowerPoint, интерактивная доска); · индивидуальный компьютерный тренинг (Excel); · контрольное тестирование по результатам изучения темы (Excel). Каким образом применение ИКТ помогает на уроках реализовать личностно- ориентированное обучение? Приведу отличия «обычного» занятия от урока с использованием ИКТ: 1. Компьютерное тестирование – это, прежде всего, оперативная проверка ЗУН, а, следовательно, своевременная поддержка ученика учителем. 2. Хорошо продуманный ИКТ-урок – это возможность поделиться идеями, возникшими в ходе обучения, а также получить в ответ необходимую помощь, информацию или одобрение. При этом не важно, кто выступает в роли презентующего свой опыт – учитель или ученик. Отмечу ряд требований, предъявляемых к учителю, использующему в своей практике ИКТ: o дидактические и предметные (профессиональные знания предмета обучения); o организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.); o перцептивные (знание психологии обучаемых); o коммуникативные (установление взаимоотношений с окружающими ); o суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся); o исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы); o научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли). Нельзя обойти вниманием и тот факт, что учитель, используя ИКТ на уроках, мотивирует детей на создание своих собственных медиапродуктов, а значит, способствует их самореализации. Таким образом, при использовании ИКТ происходит постоянное накопление опыта через взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности учащихся.
Литература: 1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. - 220 с. 2. Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с. 3. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. - Барнаул, 1996. - 95 с.
Источник: http://matema.ucoz.ru/load/realizacija_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_cherez_ispolzovanija_ikt/1-1-0-57 |